Мне посчастливилось появиться на свет в далеком олимпиадном 1980 году. Из детских радостей и забав был черно-белый телевизор, на котором каждый вечер в положенное время шла программа «Спокойной ночи, малыши», а раз в неделю «В гостях у сказки» с тетей Валей. Такое положение вещей замотивировало меня на раннюю безусловную любовь к книге и чтению.
Сегодня дети рождаются с «мобильными телефонами в руках», для современной мамы телефон как соска, которую ребенку можно дать, если он капризничает или просто мешает. И легкость получения информации в виде ярких, быстро меняющихся картинок, отнюдь не способствует развитию детского воображения и желанию получить информацию с помощью собственного труда – чтения.
Большей частью современных детей чтение воспринимается как скучное и сложное занятие. Также большим минусом стало то, что выросло целое поколение не читающих родителей. Те, кто появился на свет в 90-е, были просто очарованы темпами технического прогресса, и книга для них в какой-то момент ушла в прошлое и стала неким атавизмом. А ведь для маленького человека главными авторитетами в первую очередь становятся родители, и если ребенок ни разу не видел своих родителей с книгой, то откуда ему знать, что именно она может стать главным проводником в жизнь, поможет выработать основные ценностные ориентиры и обогатить духовно.
В рамках проекта «Рюкзачок Почитайка» для родителей были подготовлены методические материалы: анкета для родителей о пользе чтения, памятка «О чтении детям», буклет «Взрослым о детях», буклет «Список литературы для детей 6–7 лет». Первыми участниками проекта стала выпускная группа «Колокольчики» детского сада № 293 в составе 25 будущих школьников вместе с их родителями.
На вводном занятии библиотекарь рассказала, что в ярких рюкзаках (розовом для девочек, голубом для мальчиков) лежат три книги для детей, журнал «Коллекция идей», книга для родителей, обращение к участникам проекта, а также методические пособия, которые могут стать лоцманами в бесконечном книжном потоке и помочь правильно выбрать курс на развитие личности. По условиям проекта рюкзачок должен жить в каждой семье ровно неделю. За это время нужно не только прочитать и обсудить книги, а еще и нарисовать полюбившегося сказочного персонажа или сделать поделку при помощи журнала. Родителям предлагалось заполнить и принести в библиотеку анкеты, которые помогли бы нам начать исследование о семейном чтении. Что же мы получили в результате?
Сотрудниками библиотеки было подготовлено 20 закрытых и открытых вопросов, помогающих увидеть реальную картину семейного чтения сегодня. В анкетировании приняли участие 25 респондентов.
Первый вопрос, который был задан: «Волнует ли родителей проблема детского чтения?». Радует, что 22 респондента ответили, что волнует.
Среди основных причин были названы следующие: волнует, потому что дети читают с неохотой; волнует развитие ребенка в целом (4 респондента); чтение – это умение мыслить (3 респондента); чтение – это обучение восприятию, развитие воображения, речи, обогащение словарного запаса (2 респондента); формирование основы для дальнейшего образования, привитие любви к книгам, развитие грамотности (2 респондента). Двое родителей не посчитали это проблемой, поскольку их дети и так хорошо читают и проявляют к чтению большой интерес. Один респондент воздержался.
Следующий вопрос, которым мы задались: «А что же в современном обществе вкладывается в понятие «семейное чтение»?». Здесь мы получили следующие ответы: обсуждение прочитанного всей семьей или ее частью (12 респондентов); чтение вслух для всех членов семьи (7 респондентов); литература, интересующая всех членов семьи или ее часть (4 респондента); когда все члены семьи заняты чтением (2 респондента); совместное аудиопрослушивание (1 респондент).
На третий вопрос: «Читаете ли Вы сами? Какую литературу предпочитаете?» мы получили следующие ответы: художественную литературу – 40% родителей; познавательную литературу – 32%; журналы, газеты читают 16%; методическую литературу, связанную с профессиональной деятельностью – 8%; читаю, но очень редко, ответили 4%.
На вопрос: «Читаете ли Вы ребенку книги? Если «да», то как часто? Если «нет», то что Вам мешает?» выявил следующее: да, когда просит ребенок – 26 %;,да, когда есть время – 24 %; да, несколько раз в неделю – 20 %; да, ежедневно – 12 %; другое (когда попадается книга, когда берем книгу у друзей) – 12%; нет (нехватка времени) – 6%.
На вопрос «Кто преимущественно в семье читает книги?» 13 респондентов ответили мама; 3 респондента – папа; 6 респондентов – бабушка (каждый день); 2 респондента – все и только 1 респондент – никто.
На вопрос «Беседуете ли вы с ребенком о прочитанном произведении?» 60% респондентов ответили «Да. После каждого прочтения и в процессе чтения», 36% – невсегда; 4% – нет.
Также исследование показало, что 6–7-летние дети любят читать сказки (40%), энциклопедии (24%), стихи (10 %), литературу о природе (8 %). Нет определенных предпочтений у 12 % опрошенных и читают все – 6 %.
На вопрос о трех любимых книгах ребенка мы получили следующие ответы:
• Александр Сергеевич Пушкин «Сказка о золотом петушке», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о золотой рыбке»;
• «Колобок», «Репка», «Волк и семеро козлят»;
• Ганс Кристиан Андерсен «Дюймовочка», «Золушка», «Снежная королева»;
• Шарль Перро «Красная шапочка», «Сказка о спящей красавице»;
• Сказки братьев Гримм;
• Энциклопедии: «Большая энциклопедия дошкольника», «Динозавры», «Подводный мир», «Удивительные животные», энциклопедии для девочек, «География. Эксперимент с землей. Воздухом и водой»;
• Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка на луне», рассказы;
• Юрий Драгунский «Денискины рассказы»;
• Андрей Усачев «Умная собачка Соня»;
• Михаил Зощенко Рассказы;
• Юрий Магалиф «Приключения Жакони»;
• Эдуард Успенский «Всё Простоквашино», «Про девочку Веру и обезьянку Анфису»;
• Кир Булычев «Приключения Алисы»;
• Астрид Линдгрен «Пеппи Длинный Чулок»;
• Джоан Роулинг «Гарри Поттер и философский камень»;
• Книги про Новосибирск;
• Сказка «Снегурочка и лиса»;
• Сергей Михалков Стихи;
• Лаймен Френк Баум «Волшебник страны Оз»;
• нет предпочтений;
• не знаю.
На 9 вопрос: «Знает ли ваш ребенок имена поэтов и писателей? Если да, то каких?», ответили, что ребенок знает: А.С. Пушкина – 9 респондентов; А. Линдгрен – 2 респондента; Братьев Гримм – 2 респондента;Н. Носова – 2 респондента; С. Михалкова – 2 респондента; А. Барто – 2 респондента; С.Я. Маршака – 2 респондента; Ю. Магалифа – 2 респондента; О. Киевскую – 1 респондент; В. Купарева – 1 респондент. Ребенок не знает ни одного имени – 6 респондентов.
Из ответов на 10 вопрос «Есть ли у вас домашняя библиотека, если «да», то какие книги в ней наиболее ценны?», мы узнали следующее:
• домашняя библиотека имеется в 60% семей, среди ценных книг родители назвали: энциклопедии, А. Волков «Волшебник изумрудного города», Н. Носов «Приключения Незнайки», Ю. Драгунский, М. Зощенко, В. Шекспир, С. Есенин, А. Пушкин, Л. Толстой, А. Усачев, русские народные сказки, А. Чехов, Ф. Достоевский, Н. Гоголь, А. Дюма, Дж. Роулинг;
• нет домашней библиотеки у 40% опрошенных.
Рассказывает ли ребенок о книгах, прочитанных в детском саду?
• Да. Иногда – 62%;
• Да. Очень часто – 12%;
• Очень редко – 14%;
• Никогда – 12%.
Чтение, по мнению родителей, это полезное занятие для 82 % опрошенных. 14 % считают, что чтение – это хорошее средство развлечения. А 4 % сказали, что чтение – это средство для успокоения ребенка перед сном.
Семейное чтение как часть национальной культуры воспринимают 19 человек, 3 человека считают это преувеличением, еще 3 затруднились ответить на этот вопрос.
Извечный вопрос: «Может ли компьютер заменить книгу?» разделил родителей на два почти равных лагеря:
• нет. Книгу ничто не заменит (так считают 58%);
• когда как (42%).
Пятнадцатый вопрос был о возрасте, в котором ребенок, по мнению родителей, должен научиться читать. Здесь мы получили следующие ответы:
• в дошкольном – так считают 70% родителей;
• в школе – 11%;
• индивидуально – 9%;
• без разницы, главное чтобы было желание – 8%;
• затрудняюсь ответить – 2%.
Удручили ответы на вопрос о том, записаны ли родители в библиотеку, и ходят ли они туда вместе с детьми.
Только 12 % родителей хотя бы разово посещали библиотеки, 75% родителей в библиотеки не записаны, также несколько раз встречались ответы: «Нет, но теперь запишусь» и один ответ: «Нет, но ребенок посещает музеи».
Нам хотелось получить обратную связь о пользе нашего проекта, здесь мы открыли для себя следующее:
• Интересным проект назвали 96 % респондентов, так как: «мы любим читать и любовь к чтению хотим привить детям», «совместно с ребенком прочли новые книги», «оказалось очень увлекательным занятием почитать всей семьей», «вместе провели время», «получили возможность коллективной игры», «провели с ребенком больше времени, чем обычно», «мероприятие подогрело дух», «вспомнили, что есть место, где можно брать книги», «ребенок узнал новых авторов и произведения», «у ребенка была возможность поучаствовать в конкурсе, а дети это любят», «лично мне и мужу было интересно прочитать книги о детской психологии, хочу такие приобрести домой», «книги интересные, и ребенок ответственно отнесся к заданию прочесть их за неделю».
• Не важным и не нужным мероприятие показалось лишь одному человеку.
40% участников мероприятия назвали его полезным. В комментарии они охарактеризовали мероприятие как «необходимое», «увлекательное», «полезное», «интересное», «дающее лишний повод почитать», «познавательное и «развлекательное». Очень полезным назвали мероприятие 4% участников
• крайне полезное – 4%;
• На 5+ – 8%;
• понравилась идея организованного посещения библиотеки – 4%;
• очень хорошая идея приобщения к чтению – 12%;
• очень нужным назвали мероприятие 16 % опрошенных;
• в ближайшее время запишемся в библиотеку, чтобы
ребенок смог сам выбирать книги – 4%;
• Положительно – 8%.
Подавляющее большинство родителей готовы в будущем принять участие в подобном мероприятии. Среди причин, побуждающих их это сделать, были названы следующие: «интересно», «мы любим читать, хотим привить эту любовь детям», «прочли новые книги», «узнали полезную информацию», «дети смогли обсудить прочитанное», «для развития ребенка». Лишь одна мама ответила, что не планирует принимать в будущем участия в подобном мероприятии, так как у неё «нет времени и приоритеты другие».
Дети, участники мероприятия, назвали его: интересным, познавательным, увлекательным. Многие ответили, что отнеслись к нему наиболее ответственно. Комуто понравилось рисовать и делать поделку. Некоторые ребята отметили, что самостоятельно читали книги и это принесло им удовольствие, побудило желание записаться в библиотеку.
Больше четырех месяцев наши рюкзачки путешествовали по семьям. А 16 мая состоялось итоговое мероприятие, которое включало две части: экскурсию по библиотеке им. Н.А. Некрасова и веселую проверку знаний, полученных из книг рюкзачка Почитайки.
В начале встречи ведущая показала детям библиотеку, рассказала о главных отличиях между основными ее отделами, об особенностях их работы. А потом ребята выполнили одно из заданий по прочитанным книгам, которое помогло им найти ключ от сказок, и все вместе отправились в путешествие в волшебную страну. Здесь их встретили Буратино и Мальвина. Они провели викторину по книгам из рюкзачков, загадали загадки про сказочных героев, поиграли в веселую игру и даже показали мультфильм про то, как свинка Пеппа впервые пришла в библиотеку.
В финале мероприятия ведущая вручила всем участникам проекта благодарственные письма, а каждый участник конкурса рисунков «Мой любимый сказочный герой» получил диплом и маленький подарок. В итоге у нас много новых читателей, которым вовремя показали дорогу в библиотеку.
Автор: Н.П. Стригунова
Источник