В 2002 году сотрудник иранского театра кукол Джихада Золфагарихо предложил сделать официальный праздник для кукольников всего мира. Его инициативу поддержали и, начиная с 2003 года, праздник стали отмечать во многих странах мира, в том числе и в России.
В этот день проводят конференции и семинары, курсы и занятия по развитию актерского мастерства. В театрах проходят особые кукольные представления, творческие встречи, концерты. В эфире средств массовой информации транслируют передачи, которые рассказывают о театральном искусстве и истоках зарождениякукольного мастерства.
История кукольного театра началась в далекие от нас времена. У истоков его появления стояли религиозные мотивы. Древние люди верили в различных богов, дьяволов и священных животных. Для вознесения молитвы этим богам изготавливались их изображения - куклы из камня, глины, кости, дерева разных размеров. Вокруг них устраивали пляски, с ними совершались обряды.
Есть сведения, что куклы бога Осириса были важной частью религиозных церемоний древних египтян. Носить куклыбога обычно доверяли женщинам-жрицам.А индейцы Северной Америки для своих представлений изготавливали марионеток, которые изображали духов умерших предков. В груди такой куклы делали маленькую дверцу, заглянув в которую, можно было увидеть душу предка.
В восточных странах тоже существовали поверья, что души умерших людей можно увидеть, но уже не в куклах, а в образах их теней. Так появился театр теней.
ТЕАТР ТЕНЕЙ
Существует мнение, что его рождение относится к эпохе китайского императора Хань Уди. Как гласит легенда, когда у императора умерла жена, он так опечалился, что на время оставил даже управление государством. Тогда-то, подсмотрев, как тенями играют дети на улице, его сановник изобрел театр теней. Самое первое представление изображалоприходжены императора. Увидев, как будто ожившую тень любимой, император был немного утешен.
Спектакли теневого театра в древности, как правило, проходили ночью при свете масляной лампы, прямо на улице. В одном спектакле могли участвовать до 1000 фигур, не считая декораций. Подвижных кукол делали из шкур, высотой 30 сантиметров. Позже театр теней появился в Индии, Турции и других странах мира.
В древнем Риме проводились целые фестивали с участием огромных кукол, которые смешили или пугали людей. Коллекции подобных кукол были почти в каждом доме и представляли собой особый элемент декора помещений.
Чуть позже в Греции кому-то пришла в голову мысль изобразить мир с помощью ящика, в котором нет передней стенки. В дне ящика делали прорези, чтобы вставлять палочки с куклами. Из маленьких детских сценок выросли целые пьесы, и получился театр, элементы которого живут и сейчас в украинском вертепе, польской шопке.
В период Средневековья во многих странах подобные представления устраивались на праздничных ярмарках и многолюдных площадях. Это были бродячие кукольники, жизнь которых была тяжелой и мало чем отличалась от жизни обычных нищих. После представления актер-кукольник снимал свою шапку и протягивал ее зрителям, чтобы желающие бросали в нее медные копейки.
На Руси, в те времена, на ярмарках и в городских дворах тоже выступали народные кукольники. Под громкие звуки шарманки они показывал из-за маленькой ширмы небольшую историю про главного героя-плута и забияку Петрушку, который веселил народ. Первое появление театра Петрушки на Руси было зафиксировано еще в 17 веке, но основную популярность он получил лишь к 19 столетию.
Куклы, похожие на русского Петрушку, были и в других странах. Они носили разные имена, например, в Англии куклу звали Панч, а во Франции – Полишинель, в Италии – Пульчинелла, в Турции забияку звали Карагёз, а в Чехословакии – Кашпарек. Все эти герои высмеивали начальство и господ, их лень, жадность и надменность, и были горячо любимы публикой.
Прошли тысячелетия, а кукольные представления продолжают радовать людей, особенно маленьких, уча их добру и справедливости. На сегодняшний день в России насчитывается более 50 кукольных театров, каждый из которых по - своему интересен и горячо любим в своем городе. История одного из таких театров заслуживает особого внимания.
Московский Академический Центральный Театр кукол имени Сергея Образцова
ВОЛШЕБНЫЕ ЧАСЫ ТЕАТРА ОБРАЗЦОВА
Театр, который начинался не с вешалки, с куклы, театр, один из спектаклей которого занесен в книгу рекордов Гиннесса, был создан в далеком 1931 году.
В это сложно поверить, но сначала в театре работало всего 12 человек! С первых же дней руководство театром взял на себя Сергей Владимирович Образцов, известный артист эстрады, который в то время работал в жанре «романсов с куклами». Именно он впервые показал на сцене образец взаимодействия актера и куклы: в одной из эстрадных миниатюр Образцов играл отца куклы Тяпы, надетой на его руку. Это был настоящий прорыв в области театров кукол.
Образцов не боялся экспериментов, и на него была возложена задача создания театра-лаборатории. Сначала это был передвижной уличный театр, который отличался от многих тем, что старался быть доступным максимальному количеству зрителей. Актеры под руку с куклами разъезжали по дворам, школам, домам культуры и паркам. Именно тогда была предпринята попытка возродить ярмарочный балаган, как традиционную форму театра кукол. В 1932 году состоялась первая премьера будущего Академического Центрального Театра кукол – спектакль «Джим и Доллар».
Театр постоянно находился в поиске собственного стиля, перемежая агитационные спектакли и народные сказки. Одним из главных открытий театра считался спектакль «По щучьему веленью», который был представлен на сцене в 1936 году и до сих пор пользуется любовью зрителей. Его особенностью была уникальная ширма круглой формы, которая дополняла карнавальную атмосферу спектакля.
В 1937 году театр стал настолько популярным, что правительство решило отвести ему помещение в самом центре Москвы на площади Маяковского. В 1940 году был поставлен первый спектакль для взрослых «Волшебная лампа Алладина», ставший одним из самых красивых кукольных спектаклей с восточным колоритом, золотыми дворцами и волшебством чудесных превращений.
Еще одним прорывом театра стало создание жанра сатирического спектакля. Знаменитый шедевр – сатирическое обозрение «Необыкновенный концерт» – в 1946 году был занесен в Книгу рекордов Гиннесса, как самое известное в мире русское кукольное представление XX века.
Спектакль «Необыкновенный концерт».
Кроме того, Сергей Образцов стал первым иностранцем, удостоенным необычной, но очень почетной награды – Ордена Улыбки. Редкое звание Кавалера Ордена Улыбки как-то особенно соответствовало и характеру, и творчеству Сергея Образцова, создававшего такое нежное и такое веселое искусство, как театр кукол.
Многочисленные гастроли учеников С. В. Образцова послужили толчком к открытию театров кукол в Польше, Болгарии, Венгрии и Чехии.
В 1970 году театр переехал в новое здание на Садовом кольце. Главным его украшением стали сказочные часы на фасаде театра кукол, которые вот уже 40 лет завораживают не только детей, но и взрослых.
Еще одна достопримечательность театра кукол – музей, в коллекции которого более 4 тысяч экспонатов. Здесь собраны куклы со всего мира: Европы, Азии, Северной и Латинской Америки, Австралии.
Кроме того, Академический Центральный театр кукол имени Образцова имеет единственную в стране специализированную библиотеку с самым полным собранием литературы о куклах.
В фондах библиотеки им. П. П. Бажова тоже есть литература, посвященная такому древнейшему и такому увлекательному виду искусства, как кукольный театр.
Предлагаем почитать:
Смирнова Н. И. И… оживают куклы : книга о кукольных театрах / Н. И. Смирнова. – Москва : Детская литература, 1982. – 176, [1] с., 11 л. фото.
Берстенёва, Е. В. Кукольный сундучок : традиционная народная кукла своими руками / Е. Берстенёва, Н. Догаева. – Москва : Белый город, 2013. – 112 с.
Образцов, С. В. Моя Кунсткамера : рассказы / С. В. Образцов. – Москва : Детская литература, 1990. – 80 с.
Образцов, С. В. По ступенькам памяти / С. В. Образцов. – Москва : Советский писатель, 1987. – 368 с.
Образцов, С. В. Эстафета искусств / С. В. Образцов. – Москва : Искусство, 1988. – 239 с.