Мы всегда с трепетом вспоминаем свои детские книги. Будь то первая сказка, которую читала перед сном нам мама, или книга, прочитанная самостоятельно. Детская литература была нашим первым проводником в мир различных приключений. Благодаря книгам, мы познавали мир, развивали фантазию, знакомились с новыми словами…
Сейчас каждый родитель, как нам кажется, желает своим детям таких же необыкновенных эмоций от прочтения книг. Многие даже задумываются о написании собственных произведений для детей, ведь книга – это очень важная форма общения между ребенком и взрослыми. Всемирный день детской литературы – прекрасный повод для начала осуществления этой благородной и благодарной затеи. Мы хотим предложить вам написать свою детскую книгу мечты. А может, это сделают ваши старшие дети, а может, процесс создания будет совместным? Выбор за вами.
Напомним, что художественная книга для ребёнка является не столько красочным развлечением, сколько необыкновенной «дверью» в ещё непознанный мир. Поэтому начинаем с выбора темы нашего будущего повествования.
В мире литературы давно уже сложились чёткие темы для написания детских произведений. Можно выделить следующие классические темы для дошколят и младших школьников:
дружба – история о том, например, как ребята подружились на детской площадке;
отвага – история о том, как старший ребенок спас/защитил младшего;
взросление – ребенок идет в детский сад или в школу, справляется с чувством ревности по отношению к новорожденному малышу;
потеря – история о том, например, как у ребенка пропали любимая игрушка или домашний питомец;
принадлежность к группе или выпадение из нее – история о том, как ребенок и его друзья, например, играли в футбол;
любовь – ребенок готовит маме/папе/бабушке/брату… подарок или сюрприз;
гнев – история о том, как ребенок поссорился, например, с бабушкой из-за того, что она запретила ему что-либо;
зависть – история о том, как ребенок позавидовал чужой игрушке, красивому наряду и т.п.
Тема написания является одной из ключевых точек, с которой начинается работа над произведением для детей. Она определяет цель произведения, моральные принципы и традиции.
Теперь нужно определиться с жанром и главным героем.
К жанрам детской литературы можно отнести:
сказки – выдуманные произведения волшебного, бытового или авантюрного характера;
басни – рассказы в стихотворной иносказательной форме, изображающие поступки человека и имеющие цель донести определенную мораль;
стихи – небольшие поэтические художественные произведения;
былины – героические народные песни-сказания о подвигах русских богатырей;
рассказы – небольшие повествовательные произведения (приключенческие, юмористические, детективные…), имеющие, как правило, одну сюжетную линию;
повести – рассказы с хронологически построенным сюжетом;
поэмы – большие художественные произведения с повествовательным либо лирическим сюжетом, написанные в стихотворной форме;
Героями детских книг могут быть дети, животные, игрушки, техника (паровозы, машины и пр.), фантастические существа и взрослые. Следует учитывать, что детям нравится, чтобы главный герой был либо одного возраста с ними, либо немного постарше. Главный герой играет основную роль в повествовании и должен обладать особыми качествами, соответствующими заданной теме.
Если главный герой – взрослый, пусть он служит ролевой моделью: мальчики во всем мире увлекаются суперменами, а девочки – сказочными принцессами.
Неплохая идея – взять в качестве персонажа собственного ребенка или писать книгу специально для него. Многие знаменитые произведения – например, «Алиса в стране чудес» и «Винни-Пух» – были написаны таким образом.
Например, героем нашей книги стала девочка Полина, которая отправилась в детский сад, и, расставаясь с мамой, совсем не плакала, а радостно отправилась навстречу новым приключениям и открытиям. Данный пример раскрывает тему взросления: девочка уже взрослая для слёз по таким пустякам. Также мы можем сказать, что Полина наделена такими качествами как доброта, любознательность, любовь и самодисциплина.
После того как отправные точки выбраны, можно приступать к созданию сюжета и всего повествования. Тут всё зависит лишь от вас и вашей фантазии. И небольшая, но важная рекомендация для успешности вашей работы – обращайтесь чаще к своему внутреннему ребенку.
Вот работа подошла к концу, и, например, сказка лежит чёрными стройными буквами на белой бумаге. Но ведь детская книга – это ещё эмоции, вызванные иллюстрациями. Цветные картинки, сопровождающие отрывок произведения, оживляют прочитанное, добавляют краски и поправляют все неточности, которые возникли при чтении. Именно иллюстрации помогут юному читателю выбрать вашу книгу к прочтению.
Важно помнить, что иллюстрации должны быть не просто яркими, но и раскрывать содержание, быть схожими по стилю и цветовой палитре. Если вы рисуете, то попробуйте проиллюстрировать своё произведение самостоятельно, ведь никто лучше не передаст атмосферу, замысел и образы написанного, чем сам автор!
Наши поздравления! Ваша личная детская книга готова. Прекрасные иллюстрации дополняют и подчёркивают суть написанного. Текст крупный и удобен для совместного чтения. Может ваша книга станет бестселлером, порадует ваших домочадцев или обретёт новых владельцев на полках нашей библиотеки? Будьте уверены, каждая книга найдёт своего читателя!
Детская литература: как написать детскую книгу? | Лекции
Георгия Цеплакова (российский культуролог, кандидат философских наук)