Игротеки для детей и взрослых в библиотеках ЦБС
• Клуб настольных игр «Эволюция» в библиотеке им. А. А. Блока
Игры: «Эволюция», «Ответь за 5 секунд», «Монополия» и другие
Встречи проходят еженедельно по четвергам. Начало в 15:00
Возраст участников: дети не моложе 10 лет и взрослые
Контакты: библиотека им. А. А. Блока, ул. Котовского, 11
• Часы досуга «Игротека в библиотеке» проводит библиотека им. В. В. Бианки
Игры: «Имаджинариум», «Манчкин», «Вжух!», «Матрёшкино», «Хрюно», «Тотем», «Загадочный остров», «Активити» и другие
Режим работы: по пятницам, 2 раза в месяц. Начало в 15:00
Контакты: библиотека им. В. В. Бианки, ул. 9-й Гвардейской Дивизии, 19
В наше время библиотека – это не только книгохранилище, но и открытое пространство для творчества и отдыха, а главное – живого общения!
Следите за новостями на сайте и в социальных сетях библиотек ЦБС!
А теперь представляем вниманию читателей материал об одной из самых загадочных и увлекательных головоломок и ее создателе.
Из истории. Эрнё Рубик родился 13 июля 1944 года. В 1967 году окончил Будапештский университет технологии и экономики по специальности инженер-строитель, учился в аспирантуре на скульптора и дизайнера интерьера. Работал архитектором, позже получил звание доцента Будапештского института декоративного и прикладного искусства.
Механическая головоломка, изобретенная в 1974 году, принесла своему создателю всемирную славу. Хотя самый первый кубик был задуман не как игрушка, а как обучающий инструмент – Эрнё Рубик хотел наглядно объяснить студентам пространственную геометрию на примерах 3D-объектов.
С точки зрения комбинаторики, традиционный кубик Рубика имеет 43 252 003 274 489 856 000 возможных состояний. Математики, программисты и любители логических игр долгое время занимались поисками алгоритма, который бы позволил решить головоломку за минимальное число ходов (одним ходом считается любой поворот грани). Наконец, в 2010 году было доказано, что кубик можно собрать из любого состояния за 20 ходов.
Массовое производство и популярность. Первые партии были выпущены в 1977 году в канун Рождества; сначала головоломка особого ажиотажа у покупателей не вызвала. Но случайно о ней узнал немецкий предприниматель Тибор Лацци, который пришел от игрушки в восторг. Именно он предложил Рубику попробовать «раскрутить» кубик на Западе и увлек этой затеей англичанина Тома Кремера. В 1979 году им удалось заключить договор на поставку с американской компанией Ideal Toy Corporation. Благодаря усилиям Лацци и Кремера занятная штуковина привлекла внимание – буквально через год последовал её оглушительный успех на ярмарках игрушек Лондона, Парижа, Нюрнберга и Нью-Йорка. Популярность головоломки стремительно росла; в Будапеште состоялся первый чемпионат мира по сборке кубика Рубика на скорость. К концу 1982 года уже было продано свыше 100 миллионов экземпляров фирменных, выпущенных по лицензии, кубиков (и значительно большее количество подделок).
В 1983 году Эрнё Рубик основал собственную студию Rubik Studiо, одним из направлений деятельности которой была разработка головоломок. В 1987 году он получил звание профессора, был одним из основателей венгерской технической академии и возглавлял ее до 1996 года. В 1988 году он стал первым, официально зарегистрированным социалистическим миллионером в Восточной Европе. Тогда же он учредил фонд Рубика для поддержки молодых талантливых изобретателей.
Настоящее время. Сейчас Эрнё Рубик участвует в разработке видеоигр, пишет статьи по архитектуре. Права на кубик Рубика и другие головоломки (среди которых: змейка, шар, часы) принадлежат английской компании Seven Towns Ltd., владелец которой – давний друг Эрнё Рубика, Том Кремер. На рынке, помимо традиционного кубика (6 цветов, тип 3х3х3), существуют его различные модификации (например, от 2х2х2 до 21х21х21); «гибриды», варианты с тетраэдрами, октаэдрами, с разным числом деталей в слоях, зеркальные и пр. Создано огромное число различных головоломок, аналогичных кубику Рубика по устройству, но имеющих другую форму (мегаминкс, тераминкс, петаминкс и другие). Также существуют кубики Рубика для слепых, сборка которых основана на тактильном ощущении поверхностей кубика – здесь вместо цветов используется рельефная поверхность, шрифт Брайля на гранях.
Кубик Рубика, интернет и ИИ. Есть и виртуальные аналоги игрушки, смоделированные на компьютере: от простых до очень сложных. Существуют также электронные игры – версии кубика Рубика. Головоломка не дает покоя конструкторам роботов: начиная с 2011 года, регулярно появляются модели, которые способны опередить человека в сборке; последний из результатов: 0,38 секунды.
Слышали о спидкубинге? Существует Всемирная ассоциация спидкубинга, которая проводит состязания по скоростной сборке головоломки: чемпионаты мира, Европы и Азии. В России также проходят официальные соревнования. Выделяют: скоростную сборку, сборку одной рукой, ногами, вслепую, на количество ходов. В классической дисциплине (тип кубика 3х3х3) рекорд сборки составляет 3,47 секунды; установлен в 2018 году игроком из КНР Ду Юйшэном.
Источники
https://ru.wikipedia.org/wiki/Рубик,_Эрнё
https://ru.wikipedia.org/wiki/Кубик_Рубика
https://www.kp.ru/daily/26255.7/3134421/
https://aif.ru/society/people/erne_rubik_ya_esche_veryu_v_silu_chelovecheskogo_uma_i_poetomu_ya_izobretatel
Различные загадки и задачи на сообразительность, такие как: пазлы, сканворды, шарады, ребусы, пятнашки, судоку, любые логические компьютерные и настольные игры отлично тренируют когнитивные способности, внимание, память и воображение. Предлагаем отметить день головоломок интеллектуальной тренировкой и разгадать небольшой филворд.